Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня великий и радостный праздник Вознесения Господня. После Пасхи Христовой прошло 40 дней и настал момент земной разлуки апостолов со своим возлюбленным Учителем и Господом, воскресшим из мертвых. В этот период Господь неоднократно являлся своим ученикам, укрепляя их в вере. Евангелие сохраняет нам повествование об одиннадцати явлениях воскресшего Христа, и эти отрывки читаются на воскресной утрени в течение всего года. Но были и другие явления Господа, которые не записаны в Евангелие. Например, Предание говорит нам о том, что Воскресший Христос первым явился не ученикам, не мироносицам, а Своей Пречистой и Преблагословенной Матери, Деве Марии, достоверность чего основывается на особой любви Спасителя к ней. Он видел ее сострадающей у креста, безмолвно стоящей при распятии её Сына. Безусловно, Христос первым хотел утешить и поддержать свою Матерь, которая послужила Его земной жизни и делу спасения всего рода человеческого.
В один из дней апостолы были со Христом, и они беседовали о тайнах Царства Небесного, о значении тех слов, которые позже записали в Евангелиях. Они и не заметили, как подошли к Елеонской горе, на которой Господь произносил свои слова, пророчества о Втором Своем славном пришествии на землю. С горы Елеонской начиналось Его шествие в Иерусалим, в священный город, когда Его торжественно, с ликованием и радостью встречал весь народ. Они снова поднимаются на Елеонскую гору, и Господь, беседуя с ними и благословляя их, стал возноситься на Небо. В этом благословлении во время вознесения мы черпаем утешение и радость, что Господь, покидая видимым образом землю, благословляет всех нас в лице апостолов, в лице верующих, которые уже присоединились к Церкви Христовой, и благословление Божие остаётся незыблемо в её ограде. Господь, возносясь на небо, сказал ученикам слова обетования: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). При этом Он видимым образом покидает землю, но невидимо всегда присутствует здесь на земле, в Церкви Своей.
«Я с вами во все дни до скончания века», — эти слова о многом говорят и в историческом контексте бытия Церкви. Христос — Глава Своей Церкви, это Его Церковь, а мы к этой Церкви принадлежим, мы Его дети, мы члены тела Церкви. Он дал и обетование Церкви, что «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:19).
Насколько ярко эти слова проявились в истории Церкви. В первые века гонений, когда кровь мучеников лилась рекой, многим казалось, что может настать такой момент, когда Церковь будет физически уничтожена. Эти же опасения были в начале XX века в истории Русской Церкви. Достаточно упомянуть тот факт, что к началу Второй мировой войны в нашей Церкви на свободе осталось всего 4 архиерея, которые были на своих кафедрах. Все остальные находились в ссылках и лагерях. И через это испытание прошла Церковь. А все гонители Церкви Христовой, все те люди, которые разрушали храмы, оскверняли святыни, разрубали иконы, сбрасывали колокола, свергали кресты, — они все трагически оканчивали свои жизни. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7). Возьмите историю разрушения любого храма, закрытия любого монастыря, — те люди, которые лично принимали в этом участие, они все погибали бесславной, лютой, страшной смертью. Этот пример показывает, насколько Господь бережет Свою Церковь, насколько она дорога в Его очах. В Священном Писании есть такие слова: «Аще кто растлит храм Божий, растлит сего Бог» (1 Кор. 3:17), — эти слова относятся к святыне любого храма, который является достоянием самого Господа.
«Я с вами во все дни до скончания века», — эти слова не только о физическом, внешнем сохранении Церкви Христовой во все времена, но и о внутреннем невидимом духовном присутствии Христа в Церкви Своей среди верующих. Во время Божественной Литургии мы все вместе с вами произносим: «Христос посреди нас!», — и на это приветствие священника народ отвечает: «И есть и будет!» Сегодня это присутствие Божие особенно чувствуется сердцем, Божественная благодать воистину окрыляет, поднимает человека к небу, она наполняет радостью и ликованием сердце, что является доказательством невидимого, но реального присутствия Христа в Церкви.
Апостолы не ожидали, что Господь может их покинуть, хотя Господь предупреждал об этом. В прощальной беседе Христа со своим учениками Он говорил: Лучше для вас, чтобы я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (см. Ин. 16:7,13). И когда Господь вознёсся, это было настолько неожиданно, что они с устремленными ввысь взорами стояли долгое время. И ангелы явились с Неба, посланные Богом, и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10-11). Таким образом, в Вознесении Господа нам показано будущее Его пришествие для страшного суда над родом человеческим.
Первое поколение христиан жило ожиданием этого второго пришествия. Они не расходились с горы Елеонской не только потому, что неожиданным было это Вознесение, но и потому что они думали, что Господь, взойдя на Небо к Своему Небесному Отцу, сразу придет к ним и Царство Божие наступит вот-вот, и все верующие войдут в него. Но апостолам суждено было не сидеть на месте, а идти с проповедью Евангелия по всему миру. В древней Церкви эсхатологические ожидания были частым явлением, так как этому многое способствовало. Совсем скоро начались гонения на христианство сначала от иудеев, затем от римских императоров, в лице которых христиане видели антихристов, особенно в лице Нерона, который жестоко предавал смерти христиан. Нерон обмазывал христиан смолой, поджигал, как живые факелы для освещения своего императорского сада в Риме. В эпоху гонений христиане думали, что сейчас, когда Церковь страдает, когда они претерпевают смерть, предпочитая ее отречению от Христа, Господь придет на землю и избавит верных от всех бед. И в Евангелие есть такие слова: «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Но Церковь продолжает свое бытие в веках, и уже два тысячелетия она существует, и сейчас непростое время для ее бытия, но тем не менее мы видим, как Господь ведет Свою Церковь, как Он приводит новых членов в нее, как оберегает, как хранит верных, какие Он являет знамения, чудеса исцеления и заступления всем, кто прибегает к Его Божественной помощи.
Дай Бог, чтобы праздник Вознесения Господня преисполнил всех нас радостью от сопричастности Церкви, Главой которой является Христос. Будем радоваться от того, что Его обетование подлинно проявляется среди нас в Церкви, которую Он создал. Будем ценить нашу принадлежность к Церкви и понимать, что ее хулили всегда и будут хулить, а другой Церкви у Христа нет. Церковь из нас грешников состоит, и это лучшее, что есть у Бога, потому что у Него нет других грешников, которых Он возлюбил. Пусть это преисполнит нас радости и утешения и в тоже время подвигнет нас к бережному охранению Церкви, чтобы мы не поступали как ветхозаветный Хам, который надругался над наготой отца своего Ноя, чтобы мы всячески оберегали святыню Церкви от поношения, клеветы и своей жизнью никогда не порочили святость и чистоту Церкви. Будем, дорогие братья и сестры, как апостолы всегда устремлять свои взоры на небо, чтобы стать скорее духовными, чем земными и материальными. Дай Бог, чтобы мы в этом устремлении к небесному любили молитву, пост, воздержание, любили богослужения, любили чтение Писания, сдерживали свои греховные порывы и страсти. И тогда мы будем с вами истинными христианами, ради спасения которых пришел на эту землю Господь наш Иисус Христос и Который вознесся на небо.
Аминь.
Настоятель Собора святой великомученицы Екатерины протоиерей Александр Куприянов
г. Кингисепп, 13.06.2024 г.