Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Тро́ицы явле́ние во Иорда́не бы́сть», — такими словами говорится о сегодняшнем событии Крещения Господня в одной из церковных молитв. Самый главный смысл сегодняшнего события — это явление Святой Троицы. Бог Отец, сотворивший мир, свидетельствует с неба своим Божественным гласом: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:11). Сын Божий, Бог Слово, родившийся в Вифлееме и принявший человеческую природу, умаливший Самого Себя до принятия этой природы, достигнув 30-летнего возраста, являет Себя миру, приходит на Иордан и принимает крещение от Иоанна Крестителя. Святой Дух в виде голубя сходит на Христа. Голубь – символ мира; он уже однажды был явлен роду человеческому, когда окончился Всемирный потоп, когда Ной, открыв окно своего ковчега, выпустил голубя, и он вернулся к нему с масличной ветвью в руках. Возращение голубя, свидетельствовало о том, что нет больше вражды между человеком и Богом.
Учение о Святой Троице раскрыто в Символе Веры, который мы поём за Божественной Литургией, это является сокровищницей учения Церкви Христовой. Мы счастливы с вами от того, что имеем это правильное учение о Боге, едином по существу, но троичном в лицах, как об этом сказал святитель Василий Великий: «Правильное и достоверное знание о Боге, которое открыто для человека через Божественное сверхъестественное Откровение, является залогом спасения для человека, является непременным условием правильной жизни земной во Христе и наследование жизни вечной в вечных обителях с Господом».
Праздник Богоявления состоит не только в явлении Святой Троицы людям, но и в явлении Мессии Христа роду человеческому, потому что события рождения Его в Вифлееме, обрезания на восьмой день, сретения на сороковой день были незаметными для всего народа, а, достигнув 30-летнего возраста, Христос являет себя миру и начинается Его общественное служение роду человеческому для нашего с вами спасения.
О мессианстве Иисуса свидетельствовал пророк Иоанн Креститель, когда он увидел Господа, пришедшего на Иордан. Ему было дано Божественное откровение: на Ком он увидит Духа Святого, сходящего в виде голубя, тот есть Мессия. Еще даже не став свидетелем этого чуда Сошествия Святаго Духа, каким-то внутренним интуитивным образом он узнал, что среди народа находится Мессия. Он так и говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:7-8).
Иоанн Креститель до этого момента никогда не видел Христа. Однажды эта встреча состоялась, когда Иоанн Креститель еще находился в престарелой утробе матери своей, праведной Елисаветы, когда пришла к ней Дева Мария после Благовещения, после зачатия младенца Христа в своей утробе, ища с кем поделиться этой необыкновенной радостью, о которой еще никто не знал. Дева Мария спешит к Елисавете, которая приходилась ей двоюродной сестрой, идет в дом Захария священника. И, когда она только пришла на порог этого дома, взыгрался младенец в утробе праведной Елисаветы, приветствовал Бога, пришедшего, приблизившемуся к нему, которому он будет служить всю свою жизнь.
На Иордане пророк Иоанн свидетельствовал о пришедшем Мессии и для всего народа был слышен глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это признание Бога во Иисусе Христе является началом спасения для каждого человека. В Священном Писании так об этом и сказано: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Когда мы с вами переживаем о том, что многие люди не знают Христа, наши близкие, родные, члены семьи нашей, кровные родственники порой годами, десятилетиями не хотят признавать Христа, как Бога, игнорируют Его Церковь и не пускают Христа в свою жизнь. Мы пробуем изменить эту ситуацию, мы порой действуем так жестко, иногда резко и агрессивно, говорим и убеждаем их поверить во Христа, пустить Его в свое сердце, но порой видим, что эти слова только отскакивают, как от глухой стены, человек остается бесчувственным к вере и к самому Богу. И здесь мы с вами должны понимать, что обретение веры — это таинственный мистический момент, который происходит не усилиями человеческой мудрости, а воздействием Бога на сердце человека. Поэтому, переживая о неверии наших близких и друзей, мы лишь должны смиренно молиться, понимать, что наши силы ничтожны здесь. Мы должны искренне молить Бога, чтобы Он нашел возможность, нашел благоприятный час и момент в жизни человека, чтобы воздействовал на его сердце, и оно приняло Христа.
Это обретение веры, оно было в жизни каждого из нас, несмотря на то, что есть среди нас счастливые люди, которые с пеленок с молоком матери унаследовали веру. Все равно, повзрослев, человек пропускает эту детскую веру через призму своего разума, логики человеческой, и происходит осмысление веры и принятие ее уже не по детскому доверию чистого сердца, а осознанно и глубоко. Порой Бог удивительным образом приводит людей к Себе, Он желает, чтобы каждый человек обрел эту веру и жил с Ним, так об этом и сказано в Священном Писании: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Перед тем, как Святой Дух коснется сердца человека, Бог готовит его различными путями, иногда через болезни, иногда через скорби и страдания, справиться с которыми мы бессильны, иногда через чудо какое-то, иногда через какое-то Божественное откровение, ответ Божий, на какую-то дерзновенную молитву, на какое-то обещание человека, данное Богу. И вот происходит чудо, и таких чудес необыкновенно много и в том числе и в жизни нашего прихода. Порой удивляешься, как происходит это изменение человека, когда из воинствующих, дышащих ненавистью, как когда-то дышал этой ненавистью ко Христу Савл, становятся люди кроткими Павлами, верующими во Христа, искренними христианами, порой поражающими глубиной и искренностью своей веры давно пребывающих в Церкви Христовой.
Святой Иоанн Креститель, встречая людей на Иордане, предупреждал их и нас с вами о том, чтобы мы не надеялись по праву, что нам принадлежит Царство Небесное и обязательное спасение. Он говорил, что: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9), то есть из прежде неверующих людей Он призовет их, и они могут стать на наше место. Предтеча говорит: «не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”» (Мф. 3:9), то есть не думайте, что вам по праву принадлежит спасение, поскольку вы христиане. Бог в этом смысле ничего не должен человеку и ничем не обязан, спасение – это всегда Божественная милость, и как говорит апостол Павел: «сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).
Спасение человека, обретение веры и сохранение этой веры происходит через глубочайшее чувство покаяния. Если человек пребывает в состоянии гордыни, если он доволен собой, если он самодостаточен, то он никогда не признает Христа, никогда не придёт в Церковь. Только через борьбу с самим собой вера получает доступ к сердцу человека, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Если нет в нас осознания своего глубокого недостоинства, если добродетель смирения для нас пустой звук, то вера остается чем-то поверхностным, умозрительным, она не меняет нашу жизнь. А вот вера, соединенная с покаянием, дарует человеку духовное преуспеяние и подлинную жизнь с Господом.
Поэтому, дорогие братья и сестры, запомним эти слова Великого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Только через покаяние, через осознание своих грехов, через стремление стать лучше, через нравственное самосовершенствование сохраняется наша духовная связь с Господом, которая устанавливается в этой жизни и которую порой не в силах поколебать и нарушить никакие внешние обстоятельства жизни, которая устанавливается здесь и ведет нас на Небо к Возлюбленному Нашему Господу, пришедшему ныне на Иордан, нашего ради Спасения.
Аминь.
Настоятель Собора святой великомученицы Екатерины протоиерей Александр Куприянов
19.01.2024 г. Кингисепп.