Обращение к пастве в праздник Сретения Господня настоятеля собора протоиерея Александра Куприянова

Дорогие братия и сестры. По милости Божией, мы с вами дожили до этого великого двунадесятого праздника — Сретения Господня. В земной жизни Господа это событие произошло ровно в сороковой день после того, как Он родился в Вифлееме. И вот Пречистая Матерь Его и Иосиф, Обручник Девы Марии, приносят Его в Иерусалимский храм.По Ветхозаветному Закону было положено: в сороковой день принести младенца мужского пола, первенца, в храм, чтобы обязательно представить его пред Господом, как бы посвящая это отроча на служение Богу. Но после, в истории Ветхозаветного народа, на служение Богу в скинии и храме было избрано одно колено Левия. И только из Левитских семей первенцы оставались при служении в храме, а для остальных такая необходимость отпала, и они должны были принести Богу в благодарность жертву, как некий выкуп, заместительную жертву для того, чтобы родители могли забрать младенца снова себе из храма.

А посвящение младенца Богу было установлено после выхода евреев из Египта, когда все первенцы в египетских семьях были умерщвлены Ангелом, и только первенцы в еврейских семьях остались в живых. На косяках своих домов кровью пасхального агнца у них был начертан некий знак, который символизировал Крест Христов, на котором через несколько веков будет пролита Кровь Спасителя. Таким образом, этот знак в виде креста даровал спасение и сохранение жизни живущим в этом доме младенцам. И в благодарность за спасение первенцев еврейских в Египте Господь установил, чтобы каждый младенец мужского пола, первенец, рождающийся в той или иной семье, был посвящён Богу. Но когда родители не оставляли младенца в храме, то они должны были принести Богу жертву. Состоятельные люди приносили жертву соответственно своим доходам: тельца, овна и так далее; эта жертва была значимая. Народ попроще приносил в жертву голубей, птенцов голубиных. И Дева Мария с Иосифом тоже принесли с собою в храм два птенца голубиных, чтобы эти птички, твари Божии, были принесены в жертву. Этих голубей покупали, как правило, при Иерусалимском храме, там продавались жертвенные животные. Если человек не занимался разведением тех или иных животных, которых могли держать иудеи, он мог приобрести, придя в преддверие храма, там был огромный двор. И в этой первой части Ветхозаветного храма как раз это можно было осуществить. Интересно отметить, что в Новом Завете в Древней Церкви при храмах ничего не продавалось: ни свечей, ни масла, ни просфор, ни вина – всё это приносили христиане. И лишь позже, когда люди перестали делать своё вино, перестали печь хлеб, перестали пчёл держать и делать свои свечечки, тогда Церковь, также, как в Ветхом Завете, вынуждена была что-то предлагать людям, которые, оторвавшись от земли, уже ничего своего не могут принести в храм, а только за материальную лепту могут приобрести то, что предлагается в храме.

Когда Пречистая Богоматерь принесла сорокадневного Младенца Христа в Иерусалимский храм, то произошло удивительное событие: два святых человека встретили Христа – Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, они были основными участниками этого праздника. Симеон был назван Богоприимцем потому, что он взял на руки Богомладенца Христа, принял Бога на свои руки.

А как же это стало возможным? Дело в том, что Симеон Богоприимец был мужем учёным, знавшим несколько языков. В III веке до н. э. к иудейскому первосвященнику Елеазару обратился египетский царь Птолемей Филадельф с просьбой прислать искусных переводчиков для Александрийской библиотеки, чтобы они перевели текст Священного Писания с еврейского на греческий язык. Этот перевод семидесяти называется «Септуагинта». Греческий текст Библии — один из авторитетнейших списков Священного Писания. И вот, семьдесят толковников было избрано среди иудеев, которые знали еврейский и греческий языки, среди них был Симеон. Они благополучно отправились в Александрию, и каждый из них получил свою книгу Священного Писания для перевода. Симеону досталось книга, в числе прочих, пророка Исайи, Ветхозаветного евангелиста. Он прекрасно переводил её, проникался пророческим духом великого пророка Исайи, но затем в одном месте засомневался. Самое главное пророчество Исаии о рождении Мессии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис.7;14). Он прекрасно понял, что речь идёт о рождении Мессии, но ему не понятно было, а как же Дева родит Сына, дева-то бывает до замужества, не рождает. В 21-м веке девства до брака вообще не бывает. Только со школы шестой-седьмой класс и всё: больше ничего нет и ничего не остаётся, а если что остаётся — это в «Красную книгу» сразу заносится, а сверстники показывают пальцем, что этот человек ненормальный, недоразвитый и так далее. Вот в такое время извращённых понятий, страшное время мы с вами живём, когда грех становится нормой.

И вот Симеон хотел подправить эту, по его мнению, «нестыковку»: вместо греческого слова «парфенос» хотел написать «алма» – жена, Женщина родит Сына, а остальной смысл ни в чём не менялся. Но когда он так помыслил и хотел написать это другое слово, Ангел явился ему внезапно, остановил его руку и сказал: «Симеон, ты будешь жить до тех пор, пока не увидишь своими глазами исполнения этого пророчества, о котором говорил Исаия». Симеон Богоприимец был наказан Богом – он жил более трёхсот семидесяти лет.
Дорогие братия и сестры. Хотите, чтоб вас так Бог наказал? Нам же не дожить с вами и до 100 лет. Ну, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят лет, уже скрип идёт, стоны. Пророк Давид за несколько тысячелетий до Рождества Христова говорил: «Что дни лет наших! Шестьдесят, семьдесят лет, аще в силах восемьдесят, и большая часть их в скорби и болезни». Но, дорогие братия и сестры, видимо, каждому своё. Бог определяет полезное и нужное, кто живёт долго, а кто нет, кто до ста лет живёт и умереть не может порой. Мне неоднократно приходилось в своей священнической практике читать молитвы над недужными людьми, которые не могли умереть. Есть такая молитва в Требнике над человеком, который долго страждет. И когда уже никаких признаков жизни не остаётся, священник, по просьбе родственников, может читать эту молитву, чтобы Господь скорее забрал этого человека к Себе. Чаше всего, человек не умирает по тем или иным причинам, Богу известным. В основном для того, чтобы родственники догадались наконец-таки, причастить Святых Христовых Таин их престарелого, умирающего родственника. И когда это происходит по милости Божией, то человек в мире и спокойно умирает – уходит в Вечность.

Дорогие братия и сестры, мы не можем оценить, плохо это или хорошо – жить до трёхсот лет. По молчаливому вашему согласию видно, что ничего, так многие бы согласились пожить подольше. Но главное — это не продолжительность жизни, а её наполнение, смысл жизни. Понимаете? Эта истина всем известна: и богословам, и светским людям, и писателям. Помните, может быть, не к месту в храме Божием вспоминать слова советского классика, но, тем не менее: «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» — это слова Николая Островского. И действительно это так, потому что смысл земной жизни состоит в том, чтобы подготовить себя к Вечности. И как человек готов к этой Вечности, Господь, как правило, его забирает Себе, по Ему ведомым, так сказать, путям и по Божественному усмотрению.

Симеон Богоприимец после явления ему Ангела проводил жизнь свою в необыкновенном благочестии и чистоте. Евангелист Лука кратко характеризует его жизнь так: «он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём» (Лк.2;25). То есть, он был праведен, во взаимоотношении с людьми был безупречен, безукоризнен, благочестив, чаял пришествия Мессии – жил этим обетованием, в котором засомневался тогда, которое не понял тогда. И Дух Святой был на нём — это величайшая характеристика, величайшая похвала. То есть, Симеон Богоприимец был исполнен Духа Святаго, в Ветхом Завете это было уникальное событие, неизвестное, недостижимое для других.

И вот однажды он почувствовал, Духом Святым получил такое предзнаменование, что ему непременно надо быть в храме Иерусалимском. Он идёт туда и видит среди прочего народа скромную супружескую чету: юную Деву, держащую на руках Младенца ангельской чистоты и красоты и престарелого старца Иосифа. И он Духом понял, что этот Младенец является одновременно Богом, пришествие Которого на землю ждало всё человечество, и он в том числе. Он просит взять Младенца на свои старческие руки и с благоговением, с трепетом взирая на Него, может быть, со слезами, произносит эту удивительную молитву, которую дай Бог нам в конце жизни, в здравой памяти, в сознании произнести, умирая: «ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2; 29-32).

И там же была Анна пророчица, благочестивая вдова восьмидесяти четырёх лет, которая прожила семь лет от девства своего с мужем. На востоке выходили и выходят замуж рано. И вот семь лет она только была в узах семейных, а затем не помышляла ни о чём, отдала свою жизнь Богу, служа Ему постом и молитвой день и ночь — такое о ней упоминание. Значит, она пребывала в непрестанной молитве, посте не только днём, но и ночью. Несомненно, она участвовала в многоразличных послушаниях церковных. Там тоже надо было храм убирать, он был раз в пять-десять побольше нашего, это только основная часть – Святилище, не говоря о дворе, в котором приносились, закалывались жертвы и так далее. И за всем надо было следить, всем угодить, всем помочь, навести чистоту и порядок и так далее. В Святилище семисвечник был возжигаем от двенадцати колен Израилевых, хлебы предложения полагались на специальном столе и так далее. К чему могла только прикасаться Анна Пророчица, она во всём участвовала, и помогала, и служила Богу день и ночь.

И вот эти два великих праведника сподобились увидеть Господа. Смотрите, как удивительно Господь, в каком смирении, в какой кротости являет Себя миру. Он не совершает какой-то земной переворот. Событие Сретения логически было ещё до бегства Святого семейства в Египет. Вскоре после Рождества в Вифлееме Святое семейство направляется в Иерусалим, из Иерусалима, вероятно, снова в Вифлеем. Оттуда Богоматерь с Младенцем Христом, Иосифом-Обручником и Иаковом-братом Господним направляется в Египет от кровожадного Ирода и возвращаются в Назарет, где ранее было Благовещение Деве Марии.

Только два праведника встречают Господа, а ведь в Иерусалимском храме наверняка были ещё люди: ветхозаветные священники, люди, которые пришли по такой же необходимости, как и Дева Мария, принеся своих младенцев. Никто не заметил Христа.
Дорогие братия и сестры, и сейчас мало кто Его замечает. И мы с вами, порой, теряем Его в нашей жизни, предаваясь грехам, порокам и так далее. А Господь являет Себя нам в Святых Тайнах, в Таинствах Церкви, в таинстве Тела и Крови, в таинстве Крещения, когда мы соединяемся с Ним в молитве, в чтении Священного Писания, в добрых делах, ради Бога совершаемых, когда мы исполняем заповеди Божии, терпим близких и родных, когда мы с покорностью несём Крест, когда ломаем свою гордыню, примиряемся с недругами, прощаем. Здесь каждый, наверное, свою историю вспоминает: то невестку, то зятя, то сына, то дочку, то ещё кого-нибудь. И когда человек переламывает свою гордыню, первым делает шаг навстречу, чтобы ссору загладить, тогда Христос невидимым образом приближается к жизни и сердцу каждого из нас.

Дай Бог, чтобы этих встреч с Богом было как можно больше в нашей жизни, чтобы мы среди обрядов, среди традиций Православной веры, в которой мы живём, видели Бога, открывающегося нам; чтобы не машинально их совершали, не машинально читали Священное Писание, не по привычке подходили к таинствам, а видели за ними открывающегося и являющегося нам Бога. Вот тогда будет, несомненно, радостная встреча с Ним после нашей смерти, и самая радостная встреча в момент Его Второго пришествия судить мир, когда наши умершие тела соединятся снова с бессмертными душами, и все мы выйдем в сретение Небесного Жениха, грядущего во славе на облаках небесных. Дай Бог, чтобы эти встречи в земной жизни с Богом привели нас к встрече на Небе, в вечности, с любящим нас Отцом и Богом. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *