Дорогие братия и сестры! Сегодняшний воскресный день незаметно приближает нас ко времени Великого Поста. Ещё в Церкви не звучат покаянные песнопения, ещё не началось употребление в богослужении книги, которая используется только в Великий Пост — Постной Триоди, но предваряет эти покаянные напевы в церковном богослужении именно сегодняшнее воскресенье, когда за Божественной литургией читалось Евангелие о Закхее. Кто из счастливых прихожан, которые сегодня молятся в храме, был на Святой Земле, тот видел остатки того дерева, символически напоминающего о евангельском событии, которое произошло с Закхеем в этом известном ранее, да и сегодня, городе Иерихоне.
Когда Господь со Своими учениками входил в этот город, то один очень богатый человек по имени Закхей, который был начальником мытарей, сборщиков податей, своеобразный начальник налоговой инспекции и полиции в одном лице, очень желал видеть Христа. И это желание не было лишь праздным любопытством, хотя в провинциальном городке жизнь текла по установленному, заданному ритму, будни ничем не отличались друг от друга. Но вдруг здесь возникает какое-то новое явление, и толпа любознательных людей пошла вслед за Христом – все хотели взглянуть на великого Чудотворца. Но Закхей не был таким. Он слышал много о Христе и искал встречи с Господом. Жизнь Христа и учение Его, о котором Закхей слышал от своих современников, очень близки были его сердцу.
Закхей был человеком известным в городе. Его все знали, боялись и ненавидели одновременно, потому что мытари — это были своеобразные предатели своего народа. Они, будучи иудеями, служили римским оккупантам. Примерно такая же ситуация была у нас в России или в Советском Союзе, например, во время Великой Отечественной войны, когда на оккупированных территориях появлялись из местного населения так называемые полицаи. Например, жил в деревне сосед: пьянь-пьянью, работать не хотел, ничего не делал. Смотришь, при оккупантах стал полицаем. Конечно же люди ненавидели их и однозначно видели предателей в таких людях. Точно так же и современники Закхея относились к нему подобным образом: осуждали его, презирали за то, что он нашёл себе такое тёпленькое, безбедное место. С одной стороны, будучи наёмным лицом, он исполнял предписание римской власти по сбору налогов в казну, но, с другой стороны, и себя при этом не забывал.
Так было раньше, так происходит и сейчас, в наше время. В жизни-то ничего не меняется. Премудрый Иисус, сын Сирахов и премудрый Соломон говорили: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».
Как мытарь, Закхей прекрасно пользуется своим положением, или, как говорят сейчас, по-современному, пользуется административным ресурсом, и живет припеваючи. Точно так же и сейчас любое место чиновника что-то с собой несёт, является местом вожделенным и злачным. Иногда эти должности, может быть, и вам известно, даже покупаются — иногда до выборов, иногда существует такса, сколько какая должность стоит. «Займёшь эту должность, потом отдашь». И так, дорогие братия и сестры, происходит сейчас, и происходило во времена Христа. Представляете, ХХI век на дворе, а ничего не поменялось в деловых взаимоотношениях, во взаимоотношениях между людьми.
Но Закхей, между тем, был своеобразным Дон Кихотом. Он занимал такую высокую должность, но она ему уже опротивела, и его сердце было преисполнено покаянием. Он понимал, что так дальше жить нельзя. Но, может быть, без встречи со Христом он ничего не смог бы сделать и изменить ситуацию. Такое бывает, когда человек с самыми высокими, благородными порывами начинает понимать пагубность своих действий, и что вы думаете, перестаёт брать взятки. Проходит день, месяц, ещё какое-то время. И что же с ним происходит? Его вызывают вышестоящие руководители и дают наставление, что так нельзя работать. Ему объясняют, что он выбивается из этой системы и рушит её на корню. В редчайших случаях человек увольняется, а в девяносто девяти случаях из ста становится послушным инструментом той системы, в которую он попал. И в этом также особенность отнюдь не только нашего времени, так было всегда в истории жизни людей.
Но что предпринимает Закхей? Он был очень маленького роста, и, наверное, чувство неполноценности от этого компенсировалось при исполнении его должностных обязанностей ещё большей ненавистью, озлобленностью к людям. Люди маленького роста действительно испытывают такой комплекс неполноценности, начиная со школьных лет, особенно в юношеском, переходном возрасте. Это приводит ко многим трагедиям, ко многим безумным поступкам, когда они пытаются самоутвердиться и заявить о себе, не имея физических данных, какими-то другими способами, чаще всего, греховными.
Закхей понимал, что из-за своего маленького роста не увидеть ему Христа, и он обгоняет народную толпу, заранее просчитав, по какой дороге пойдёт Христос и что будет далее на Его пути. Он взбирается на дерево для того, чтобы увидеть Христа.
Когда приезжают сейчас высокопоставленные персоны в тот или иной город, вы, может быть, видели такую ситуацию, когда фотожурналисты забегают вперёд толпы, но они какие-то стремянки имеют. Они взбираются на них и фотографируют то мгновение, которое кажется для них бесценным, которое может принести им славу, финансовый взлёт и так далее.
А Закхей не имел таких приспособлений, он подручными средствами пользовался. Чтобы увидеть Христа, он залезает на дерево. Это уже был такой поступок, который показывает, что он презрел мнение толпы. Ему было абсолютно всё равно. Как человек известный, в отсутствии римской власти он мог быть первым человеком в городе. А здесь, забыв о своём престиже, он взбирается на дерево.
Для нашего времени это совершенно непредставимая ситуация. Если он занимал такую высокую должность, то в народ он являлся в соответствующем виде и в соответствующей одежде. Он не был одет в спортивный костюм, в котором иногда прихожане дерзают в храм ходить. Спортивный костюм — это для футбола, для грибов, но не для храма. А Закхей был одет в свою цивильную одежду, в которой, может быть, предстоял перед самим императором, когда его вызывали для награды за особые достижения при сборе налогов. И вот в этом положении, в этом виде, в котором он был, взбирается на дерево и, конечно же, вслед него несутся издевки, презрительные окрики, шутки, смех: «Смотрите, может, он сошёл с ума? Может, налоги теперь брать не будет?»
Когда Христос подошёл к смоковнице, Он остановился, устремил Свой взор на сидевшего между ветвями начальника мытарей и сказал: «Закхей! Сойди скорее; сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Радость Закхея была неописуема, он тотчас спустился с дерева и принял Спасителя в своём доме с необыкновенным радушием и гостеприимством. В порыве сердечной, искренней радости он сказал: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, а если кого чем обидел, воздам вчетверо».
Мы с вами не знаем, дорогие братия и сестры, сколько имел населения в те времена Иерихон. Но несколько тысяч человек, несомненно, жило в этом славном городе. Это был город роскошный, богатый, который славился своими распутными нравами в том числе. И, наверняка, это был город молодёжный, потому что эти характеристики подходят только к этому возрасту. Представляете себе, Закхей сказал, что если кого обидел, то возвратит вчетверо. Ведь он налоги собирал с каждого жителя этого города без исключения. То есть, практически каждому человеку он обещал компенсировать, загладить не только то, что сверх собрал, а ещё и вчетверо вознаградить, как говорят сейчас адвокаты, юристы: за моральный ущерб.
Предание Церкви, продолжая мысль Евангелия, убеждает нас в том, что Закхей не только сказал, но и поступил так, как сказал, и, отдав всё, конечно же, стал сразу неимущим, сразу всё потерял. Как говорит апостол Павел: «Всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа», поэтому Закхей обрёл через это бесценное сокровище и богатство — он обрёл Христа. Закхей стал спутником апостола Петра и следовал неизменно за Ним, тем самым ещё подтверждая свою верность Спасителю.
Такое внезапное перерождение души Закхея в сегодняшнем Евангелии для нас очень важно и интересно, особенно в контексте праздника Сретения Господня. Основной смысл этого праздника — встреча с Богом. И вот эта встреча и произошла в жизни Закхея. А в нашей с вами жизни она произошла или нет? То, что она произошла в жизни Симеона Богоприимца, мы знаем, несомненно, из Евангелия. Что она с Закхеем произошла, мы видим, потому что есть изменения жизни. А если посмотреть на нашу с вами жизнь, когда же встреча с Богом у нас произошла? В младенчестве, в утробе матери? В два года? В тридцать лет? В пятьдесят? В семьдесят? Крестился, с Церковью познакомился — прекрасно. А что же изменилось в твоей жизни? Например, курил до Церкви, в Церкви продолжает курить. Блудил до крещения, а после вообще во все тяжкие ударяется человек. Пил до крещения, например горькую, да и после крещения не оторваться.
Дорогие братия и сестры, это очень интересный вопрос, и можно продолжить обращение к своей совести, когда мы покинем этот храм Божий. Встреча с Богом всегда индивидуальна, неповторима. Но сакральная встреча со Христом проходит, в том числе, когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн. Тогда наше человеческое естество становится словно домом, в который входит Господь. И как хотелось бы Ему найти там такое же радушие и гостеприимство, как Он нашёл у Закхея. Чтобы ничего из нашего поведения, из наших слов и мыслей не прогоняло этого таинственного и дорогого Гостя.
И ещё один очень важный момент, который уже постепенно настраивает нас на время Великого Поста из этого Евангелия. Закхей раскаялся и искупил свои грехи конкретным поступком, отдав всё, что он имел, обиженным им жителям Иерихона. Какую картину имеет у нас покаяние? В лучшем случае, это название греха на исповеди. Это уже неимоверная, для многих даже недостижимая высота. Но за названием греха дальше дело никуда не идёт. Когда Иоанн Креститель вышел на проповедь в пустыне Иудейской, он говорил: «Покайтесь и сотворите плоды, достойные покаяния». Например, человек кается в тех или иных грехах, предположим, в совершении абортов. Покаялся, это уже хорошо. А как доказать Богу, что ты осознал, что больше не будешь так совершать? Где плоды? Надо подумать, как изгладить этот грех. Может, остановить от этого поступка другого человека, возможно даже свою дочь или внучку или кого-то из близких, родных. Если человек совершал немыслимые для христианина грехи, например, блудные, а потом покаялся и больше не совершает их. Ну и что, докажи, сделай что-то, компенсируй, наконец, оскорбление Божественного милосердия. Как? Подумай, посоветуйся. Других удержи – близких, родных, знакомых. В конце концов, помолись за них. Вот это и будет сопереживание людям, которые повторяют твои грехи; вот это и будет заглаживанием грехов и плодами, достойными покаяния, которые приблизят к нам милость Божию. Аминь.